Неточные совпадения
«По отношению к действительности каждый из нас является истцом, каждый защищает интересы своего «я» от насилия над ним. В борьбе за материальные интересы люди иногда являются личными врагами, но ведь жизнь не сводится вся целиком к уголовному и гражданскому процессу, теория борьбы за существование не должна поглощать и не поглощает
высших интересов духа, не угашает священного
стремления человека познать самого себя».
Исключительное
стремление к собственной чистоте, к охранению своих белых одежд не есть
высшее нравственное состояние.
[Естественное и непобедимое
стремление к
высшему благу — свободе — здесь рассматривается как преступная наклонность, и побег наказывается каторжными работами и плетями как тяжкое уголовное преступление; поселенец, из самых чистых побуждений, Христа ради, приютивший на ночь беглого, наказывается за это каторжными работами.
Это наивное раздвоение ребенка и размышляющей женщины, эта детская и в
высшей степени правдивая жажда истины и справедливости и непоколебимая вера в свои
стремления — все это освещало ее лицо каким-то прекрасным светом искренности, придавало ему какую-то
высшую, духовную красоту, и вы начинали понимать, что не так скоро можно исчерпать все значение этой красоты, которая не поддается вся сразу каждому обыкновенному, безучастному взгляду.
Но Степан Трофимович был благороден, со
стремлениями высшими.
Да и как же покорить силою народы, которых всё воспитание, все предания, даже религиозное учение ведет к тому, чтобы
высшую добродетель видеть в борьбе с поработителями и в
стремлении к свободе?
Но несправедливо так ограничивать поле искусства, если под «произведениями искусства» понимаются «предметы, производимые человеком под преобладающим влиянием его
стремления к прекрасному» — есть такая степень развития эстетического чувства в народе, или, вернее оказать, в кругу
высшего общества, когда под преобладающим влиянием этого
стремления замышляются и исполняются почти все предметы человеческой производительности: вещи, нужные для удобства домашней жизни (мебель, посуда, убранство дома), платье, сады и т. п.
Впрочем, положительность Кольцова удержала его от так называемого мистицизма, т. е. от
стремления находить таинственный смысл во всех даже самых простых вещах. Он возвратился наконец к своему простому, светлому взгляду на предметы, без лишних умствований и мечтаний. В этом отношении любопытно сравнить два его стихотворения. Одно написано еще в 1830 г., когда Кольцов совершенно незнаком был с
высшими философскими вопросами.
Честный и благородный по природе, получивший некоторые
высшие понятия и
стремления, он никогда не мог успокоиться на тех мелких и часто не совсем чистых занятиях и отношениях, к которым был привязан обстоятельствами своего происхождения.
Находя внутри себя какие-то неясные
стремления, какое-то недовольство внешним, он естественно заключает, что внутри его есть какое-то особенное существо,
высшее, нежели то, которое обнаруживается в его внешней деятельности.
Я являлся как бы из
высшего мира: всё же отставной штабс-капитан блестящего полка, родовой дворянин, независим и проч., а что касса ссуд, то тетки на это только с уважением могли смотреть, У теток три года была в рабстве, но все-таки где-то экзамен выдержала, — успела выдержать, урвалась выдержать, из-под поденной безжалостной работы, — а это значило же что-нибудь в
стремлении к
высшему и благородному с ее стороны!
Исходил он из сферы
высших идей и теоретических
стремлений и направлялся к тому, чтобы эти идеи в
стремления внести в грубую и пошлую действительность, далеко от них уклонившуюся.
Не было бы тогда гнусной зависти, непозволительных
стремлений, всякого рода опасений и подкопов; люди жили бы, как святые в царстве небесном: много будет в раю обителей, много степеней блаженства, но низшие степени будут братски сочувствовать
высшим и сами наслаждаться отблеском того
высшего блаженства, которого удостоены избранные.
Не правда ли, что в этих словах очень ясно выражается та идея
высшего эгоизма и то
стремление слить свои влечения с требованиями добра и правды, о котором говорили мы выше?
Все это отступление мы сделали к тому, чтобы показать, как просты и естественны для человека те
стремления и понятия, которые обыкновенно выставляются в героях повестей наших как что-то особенное,
высшее, поднимающее их над уровнем обыкновенной толпы.
Только те, которые верят, что служение богу состоит в
стремлении к лучшей жизни, отличаются от первых — тем, что признают иную, неизмеримо
высшую основу, соединяющую всех благомыслящих людей в невидимую церковь, которая одна может быть всеобщею.
Недостаточность, ущербность, недовольство,
стремление к большему носит двойственный характер, есть и низшее и
высшее состояние человека.
В коммунизм вошли знакомые черты: жажда социальной справедливости и равенства, признание классов трудящихся
высшим человеческим типом, отвращение к капитализму и буржуазии,
стремление к целостному миросозерцанию и целостному отношению к жизни, сектантская нетерпимость, подозрительное и враждебное отношение к культурной элите, исключительная посюсторонность, отрицание духа и духовных ценностей, придание материализму почти теологического характера.
Он не может не видеть и того, что, при допущении такого же понимания жизни и в других людях и существах, жизнь всего мира, вместо прежде представлявшихся безумия и жестокости, становится тем
высшим разумным благом, которого только может желать человек, — вместо прежней бессмысленности и бесцельности, получает для него разумный смысл: целью жизни мира представляется такому человеку бесконечное просветление и единение существ мира, к которому идет жизнь и в котором сначала люди, а потом и все существа, более и более подчиняясь закону разума, будут понимать (то, что дано понимать теперь одному человеку), что благо жизни достигается не
стремлением каждого существа к своему личному благу, а
стремлением, согласно с законом разума, каждого существа к благу всех других.
В противоположность славянофилам он говорит, что «
стремление наше в Европу, даже со всеми увлечениями и крайностями его, было не только законно и разумно в основании своем, но и народно, совпадало вполне со
стремлением самого духа народного, а в конце концов, бесспорно, имеет и
высшую цель».
В том, что такое историческое лицо, как Александр I, лицо, стоявшее на
высшей возможной ступени человеческой власти, как бы в фокусе ослепляющего света всех сосредоточивающихся на нем исторических лучей; лицо, подлежавшее тем сильнейшим в мире влияниям интриг, обманов, лести, самообольщения, которые неразлучны с властью; лицо, чувствовавшее на себе, всякую минуту своей жизни, ответственность за всё совершавшееся в Европе, и лицо не выдуманное, а живое, имеющее как и каждый человек, свои личные привычки, страсти,
стремления к добру, красоте, истине, — что это лицо, пятьдесят лет тому назад, не то что не было добродетельно (за это историки не упрекают), а не имело тех воззрений на благо человечества, которые имеет теперь профессор, смолоду занимающийся наукой, т. е. читанием книжек, лекций и списыванием этих книжек и лекций в одну тетрадку.
Пятое то, что в нашем обществе, где влюбление между молодым мужчиной и женщиной, имеющее в основе всё-таки плотскую любовь, возведено в
высшую поэтическую цель
стремлений людей, свидетельством чего служит всё искусство и поэзия нашего общества, молодые люди лучшее время своей жизни посвящают: мужчины на выглядывание, приискивание и овладевание наилучшими предметами любви в форме любовной связи или брака, а женщины и девушки — на заманиванье и вовлечение мужчин в связь или брак.